Газотурбинное производство

В числе приоритетной высокотехнологичной региональной продукции, привлекаемой для использования в интересах ПАО «Газпром», — двигатель АЛ-31СТ уфимского производства. В 1991 году московский научно-технический центр имени А. Люльки взялся перепрофилировать знаменитый двигатель АЛ-31Ф, устанавливаемый на лучших в своем классе военных самолетах СУ-27, для земного применения в качестве привода газоперекачивающих агрегатов.
Первые приемочные испытания нового авиапривода прошли в 1994 году на компрессорной станции «Карпинская» в ООО «Тюментрансгаз». Однако наладить взаимовыгодное сотрудничество удалось не сразу. Лишь в декабре 2002-го первый изготовленный уфимцами агрегат ГПА-16Р «Уфа», созданный на базе конвертированного авиадвигателя, был введен на КС-18А «Москово» в Дюртюлинском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа». Жизнеспособность проекта сомнений не вызывала, однако оставался ряд вопросов, касающихся конструктивных недостатков привода. Благодаря реализации комплексной программы по повышению его надежности, плотной совместной работе башкирских газотранспортников и уфимских моторостроителей в течение нескольких лет удалось существенно повысить надежность АЛ-31СТ: состоялось множество научных изысканий, введен в действие испытательный стенд, изменена конструкция рабочих лопаток турбины высокого давления, проведена работа по совершенствованию конструкции ее опоры.
Испытательный стенд двигателя АЛ-31СТ

Испытательный стенд двигателя АЛ-31СТ

Деятельность велась в нескольких направлениях: ремонт двигателей в рамках утвержденного графика и реализация конструкторских изменений, эксплуатация машин на станциях, выпуск новых авиаприводов с учетом всех внедренных мероприятий.

Двигатель АЛ-31 СТ

В 2015 году программа получила дальнейшее развитие: ПАО «Газпром» были сняты все ограничения на использование двигателя в перспективных инвестиционных проектах компании.